Составление семантического ядра
Если Вы решили создать новый SEO-оптимизированный сайт или оптимизировать текущий, то составление семантического ядра является первым и ключевым этапом, поскольку вокруг него в дальнейшем будет базироваться продвижение и раскрутка сайта в поисковой системе.
Что такое семантическое ядро
Я предлагаю Вашему вниманию гибкое и точное определение того, что такое семантика, чтобы не перечислять множество различных вариаций из других источников: Семантическое ядро — это база поисковых запросов, которые используются в оптимизации и продвижении сайта в поисковой выдаче.
Зачем сайту семантическое ядро
Семантическое ядро сайта нужно для того, чтобы использовать собранные фразы в оптимизации метаданных (метатегов Title и Description), контента (тегах H, атрибутах alt изображений, тексте), ссылочном строении и сборе объективной информации и статистики благодаря отслеживанию позиций страниц сайта по каждому отдельному ключевому запросу и группам запросов, что позволит оценить результативность проведения тех или иных работ по продвижению сайта в поисковой системе.
Как составить семантическое ядро сайта
Сбор семантического ядра — это процесс составления базы поисковых запросов, которые наиболее точно отражают сферу деятельности компании и содержимое страниц сайта, и используются в оптимизации и продвижении сайта в поисковой выдаче. Процесс состоит из трех этапов:
- Сбор базовой семантики;
- Очистка;
- Расширение.
Сбор базовой семантики
Для начала необходимо собрать “базовую” семантику, фундамент семантического ядра (фразы, от которых мы будем изначально отталкиваться). Способы сбора базовой семантики:
- Мозговой штурм;
- Анализ конкурентов.
Мозговой штурм
Процесс составления маркеров (слов и словосочетаний), которые пользователи могут вводить в поисковую строку, исходя из специфики деятельности компании, названий групп товаров, товаров и т.д. Обычно в этом процессе участвуют сотрудники компании, которой необходим сбор семантического ядра, поскольку они лучше знают нишу и целевую аудиторию. Например, в нише аграрного интернет-магазина присутствуют такие маркеры:
- на посев;
- рассада;
- на рассаду;
- посевной материал;
- семя;
- семена;
- черенки;
- ростки;
- саженцы;
- т.д.
В сочетании с названием овоща, например “помидор” (“томат”), мы получаем массив базовой семантики, с которой можно продолжать работу (также рекомендую использовать единственные и множественные числа существительных, и правильные словоформы), например:
- рассада томатов;
- томаты на рассаду;
- семя томата;
- семена томата.
Пример нескольких ключей с частотностью от 10 в Украине:
Анализ конкурентов
Чтобы определить семантическое ядро конкурентов Вы можете собрать все ключевые фразы домена или отдельных страниц, которые принимают участие в ранжировании.Введите в поисковую строку запрос, который Вас интересует, например “ноутбуки”: Скопируйте URL страниц для анализа из ТОП-3 выдачи. Проверьте ключевые фразы, по которым ранжируется страницы конкурента с помощью сервиса Serpstat:
- Введите в поисковую строку запрос, который Вас интересует, например “ноутбуки”:
- Скопируйте URL страниц для анализа из ТОП-3 выдачи:
- Проверьте ключевые фразы, по которым ранжируется страницы конкурента с помощью сервиса Serpstat:
3.1. Введите URL страницы в поле и нажмите “Поиск”:
3.2. В суммарном отчете нажмите “Показать все”, чтобы увидеть все ключевые фразы, по которым ранжируется анализируемая страница:
3.3. Настраиваем фильтр (Частотность запроса “между” 10-1000000 и Фразы с неправильным написанием “не содержит”):
3.4. Нажимаем кнопку “Экспорт” в правой части экрана в удобный для Вас формат:
Примечание! Отметьте галочкой поля с информацией, которая Вам может понадобиться в дальнейшем. Для текущей работы с СЯ достаточно тех, которые отмечены на скриншоте выше.
Очистка
Очистка семантического ядра — это процесс удаления поисковых запросов, которые не соответствуют деятельности компании и содержанию страниц сайта. После сбора базовой семантики, нам её необходимо подготовить к следующим процессам работы с семантическим ядром (расширению и кластеризации): Чистим семантику:
- От брендовых (в данном примере это “розетка”, “rozetka” и т.д.):
- От запросов, которые не соответствуют Вашему сайту (например, “б у”, “б/у” и т.д.):
- От неявных дублей.
Примечание! Ключевые фразы, которые считаются неявными дублями, содержат одни и те же слова (число, словоформа), например например, “купить ноутбук”, “ноутбук купить” и т.д. Запросы по типу “купить ноутбук” и “купить ноутбуки” – не являются неявными дублями, поскольку число разное. Важно! Очистка семантического ядра является объемной и трудоемкой работой. Внимательно и тщательно очищайте СЯ, чтобы улучшить эффективность дальнейшей работы, и сэкономить время в перспективе.
Расширение
После сбора базовой семантики и очистки, процесс расширения заключается в том, чтобы по каждому поисковому запросу искать и собирать новые, которые нам подходят, но изначально не были включены в базовую семантику. При расширении семантического ядра мы будем собирать:
- Ключевые слова в Планировщике ключевых слов;
- Поисковые подсказки (SERP);
- Похожие поисковые запросы (SERP).
Примечание! SERP — это поисковая выдача.
Способы сбора
Чтобы собрать семантическое ядро существует два способа:
- Ручной;
- Автоматизированный.
Ручной
Сбор семантического ядра без применения сторонних программ и сервисов, за исключением инструментов поисковых систем, например:
- Планировщик ключевых слов Google;
- Wordstat;
- и т.д.
Преимущества
- Независимость от программного обеспечения (ПО);
- Высокая скорость обработки запроса.
Недостатки
- Низкая эффективность при работе с большим объемом данных;
- Сложность сбора поисковых подсказок и похожих поисковых запросов.
Алгоритм расширения семантического ядра вручную:
- Сбор ключевых слов:
1.1. Создайте аккаунт Google:
1.2. Создайте аккаунт Google Реклама:
1.3. Войдите в аккаунт Google Реклама, чтобы получить доступ к инструменту Планировщик ключевых слов:
1.4. Выберите “Найдите новые ключевые слова”:
1.5. Введите ключевую фразу, по которой Вы хотите расширить семантику (до 10 фраз за раз) и нажмите “Начать”:
1.6. Скачайте варианты ключевых слов:
1.7. Список запросов в файле, который мы скачали из Планировщика ключевых слов, сравните с исходным семантическим ядром, и уберите дублирующиеся запросы, а также проведите очистку. 2.Сбор поисковых подсказок: 2.1. Откройте поисковую систему Google; 2.2. Введите фразу в поисковую строку, например “купить ноутбук hp”:
2.3. Запишите в таблицу с семантическим ядром подсказки; 2.4. Сравните с исходным семантическим ядром, и уберите дублирующиеся запросы, а также проведите очистку. 3. Сбор похожих поисковых запросов: 3.1. Введите запрос в поисковую строку и нажмите “Поиск в Google”:
3.2. Пролистайте страницу результата вниз, и запишите похожие поисковые запросы:
3.3. Сравните с исходным семантическим ядром, и уберите дублирующиеся запросы, а также проведите очистку.
Заключение
Сбор семантического ядра без применения сторонних программ и сервисов, за исключением инструментов поисковых систем, таких как Планировщик ключевых слов, является объемным и трудоемким процессом. Вы не зависите от программ и сервисов, оперативно получаете результат, но приходится каждую фразу анализировать отдельно, и выполнять множество действий в таблице, чтобы избежать дублирования.
Автоматизированный
Подбор семантического ядра с применением сторонних программ и сервисов, например:
- Key Collector;
- Serpstat;
- Ahrefs;
- и т.д.
Преимущества
- Высокая эффективность при работе с большим объемом данных;
- Легкость сбора подсказок и похожих запросов.
Недостатки
- Зависимость от ПО и сервисов;
- Низкая (средняя) скорость обработки фразы.
Алгоритм автоматизированного расширения семантического ядра (рассмотрим на примере программы Key Collector):Создайте новый проект:
- Создайте новый проект:
- Добавьте список базовой семантики с помощью кнопки “Добавить фразы”:
Важно! При добавлении списка фраз в настройках укажите значение “Не добавлять фразу, если она уже есть в любой другой группе”, чтобы фразы не дублировались. 3. Во вкладке “Сбор данных” нам понадобятся:
3.1. Пакетный сбор слов из Google.Adwords:
3.2. Пакетный сбор поисковых подсказок:
3.3. Пакетный сбор похожих поисковых запросов из поисковой выдачи:
4. Очистите семантическое ядро от новых поисковых запросов, которые Вам не подходят (брендовые ключи конкурентов, мусорные и т.д.). Примечание! Отметьте и переместите их в “Корзина”, чтобы при дальнейшем расширении семантики эти ключевые слова не были заново добавлены программой в группу:
Заключение
Подбор семантического ядра с применением сторонних программ и сервисов, например Key Collector, позволяет автоматизировать процесс сбора ключевых слов, поисковых подсказок и похожих поисковых запросов, что удобно при работе с большим объемом данных.
Рекомендации
- Чтобы составить семантическое ядро сайта используйте два способа (ручной и автоматизированный) совместно, так называемая “золотая середина”, поскольку Вы компенсируете недостатки одного способа благодаря преимуществам другого;
- После каждой итерации проводите чистку собранных запросов от тех, которые Вам не подходят.
Если Вы хотите ознакомиться с примером семантического ядра или у Вас остались вопросы – напишите в комментариях, мы с радостью ответим! Также Вы можете заказать сбор семантического ядра сайта у нас.