Героиня выпуска — Юлия Косюк, Digital Analyst в Цитрус:
«Если есть доступ к сырой информации, то что можно вытащить из этих данных, ограничивается лишь вашей фантазией.»
Как всё начиналось: путь в аналитику
Расскажи о себе, как ты пришла в эту сферу? Какой твой первый опыт работы с аналитикой?
Вообще с аналитикой я начала работать сразу же после окончания ВУЗа. Первая компания, куда я устроилась, занималась продажей стекла и производством стеклопакетов. Хотя тогда моими основными обязанностями, наверное, были учет и контроль, а потом уже анализ. Для учета использовались Excel-файлы, и, необходимо отметить, что это были не просто таблички, а настоящие программы. Именно тогда я получила колоссальный опыт работы с Excel. И на следующей своей работе даже удостоилась звания «гуру Excel» от своих коллег. Тем не менее, это тот навык, который я считаю просто must have для всех, кто работает с цифрами.
Дальше был опыт в телекоммуникационной компании, а затем я открыла для себя интернет-маркетинг и веб-аналитику.
Погружение в digital: как начался интерес
У меня был непродолжительный опыт работы аналитиком отдела рекламы ИТ школы. В этот период я начала самостоятельно знакомиться с интернет-маркетингом. Прослушав общий курс от Web-promo experts «Интернет-маркетинг СТАРТ», поняла, несмотря на разнообразие направлений, развиваться хочу именно в веб-аналитике.
На работе коллега-ррс-специалист читала нам курс по Adwords. Я даже запускала продвижение в поиске для сайта своего товарища. Тогда же я получила доступ к Google Analytics и Yandex Metrika и начала вникать в веб-аналитику.
Попадание в Цитрус: случай или судьба?
В Цитрус попала случайно. Бывший коллега предложил мне сменить работу. Я сразу сказала, что мне очень интересно digital-направление. На тот момент у меня уже были сертификаты Google Analytics, Google AdWords.
Путь в Цитрус:
➤ Тестовое задание.
➤ Собеседование.
➤ Постоянная фраза: «У меня нет практического опыта работы с e-commerce проектами. Но я готова и хочу учиться.»
Спасибо Светлане Шаргородской, тогдашнему Head of PPC & Web-Analytics, что поверила в меня!
Первый шок и первый успех
Первое впечатление: «О, Боже! Во что я ввязалась?!»
Первой задачей было составление ТЗ по настройке enhanced ecommerce. Про GTM знала только теоретически. Пришлось учиться «в бою». Именно тогда изменилось восприятие сложных задач.
Крупные проекты: от цен конкурентов до ROPO анализа
Мне интересно все, что я делаю.
В Цитрусе анализ ведется с детализацией до конкретного товара: просмотры, расходы, ROAS — всё в разрезе категорий и каналов.
Проекты, которыми особенно горжусь:
➤ Кейс с OWOX и Competera: анализ цен конкурентов и поведение пользователей.
➤ ROPO анализ: учёт офлайн-продаж в оценке эффективности digital-продвижения.
➤ Инструменты: сбор данных в Google BigQuery, создание моделей атрибуции (сначала last indirect click, затем линейная).
Навыки, полученные в Цитрусе
Три ключевых навыка, которые развила:
➤ Все hard skills digital/data аналитика.
➤ Коммуникация с веб-разработкой: научилась объяснять задачи и добиваться реализации.
➤ Умение мыслить стратегически и видеть общую картину.
Визуализация данных: Power BI как основа
Для визуализации используем Power BI. Возможности инструмента устраивают полностью. Постоянные обновления делают его всё удобнее. Сейчас Excel использую всё реже.
Программирование в аналитике: мода или необходимость?
Считаю, что Python или R — действительно нужные инструменты, особенно для автоматизации процессов.
Также SQL — жизненно важный навык. Если знаете статистику — до Data Science рукой подать.
Где учиться digital-аналитике?
Советы новичкам:
➤ Начните с понимания интернет-маркетинга: ppc, seo, email, smm.
➤ Изучайте GTM по статьям Simo Ahava.
➤ Курсы по HTML, CSS, JavaScript — на codeacademy.com.
➤ Google Analytics — prometriki.ru, optimizesmart.com, lunametrics.com.
Кого читаю: Авинаш Кошик — читаю каждую рассылку.
Также подписана на Ицхака Адизеса, Радислава Гандапаса, Андрея Онистрата — учусь у них другим вещам.
Рынок digital-аналитики сегодня
Digital развивается стремительно.
Проблемы и тренды:
➤ Объем данных растет.
➤ Специалистов не хватает.
➤ Востребованы в e-commerce, среднем и крупном бизнесе, SaaS и IT.
Немного о себе вне работы
Свободное время посвящаю обучению — сейчас курсы по бизнес-аналитике и Data Science на Udemy.
Главное хобби — горы:
➤ Карпаты,
➤ Казбек (5033 м),
➤ и новая цель на февраль 2019 (интрига!).
Три особенности digital-аналитики
➤ Измерить можно всё — главное, правильно задать вопрос.
➤ Безграничность данных — ограничения только в вашей фантазии.
➤ Постоянные изменения — всегда есть, куда расти.