Мирный «Атом» от Яндекса

Популярность
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Loading...
Активность 1 429 0
Поделиться с друзьями:

Компания Яндекс за последние годы неоднократно радовала своих почитателей разнообразными технологичными новинками – Яндекс.Крипта, Яндекс.Острова, Яндекс.Переводчик, Яндекс.Диск и это еще далеко не полный перечень.  Ни на миг не останавливаясь, разработчики самой популярной в Рунете поисковой системы, в начале октября презентовали новую платформу Яндекс.Атом, которая своей неоднозначностью вызвала множество дебатов среди активных пользователей всемирной паутины.

Итак, что же такое «Атом» от Яндекса? Прежде всего, это принципиально новое слово в современных интернет-технологиях, поскольку данная платформа даст возможность интернет-ресурсам адаптироваться под каждого отдельно взятого пользователя. Проще говоря, подстраиваться под его интересы, место проживания, социальное положение и прочее. Каждый пользователь будет видеть только ту информацию, которая сможет вызвать у него интерес или поможет решать поставленные задачи. Разработчики утверждают: «Программа «Атом» – о человеке, она выдвигает и проверяет гипотезы о том, чего он хочет, что ему интересно, что ему нужно на конкретном сайте…»

По сути «Атом» напоминает поисковую платформу «Арзамас», которая была запущена еще в 2009 году, только многократно усовершенствованную. Если «Арзамас» ранжирует результаты поиска для конкретного региона, то «Атом» будет производить ранжирование, так сказать «на молекулярном уровне», для каждого человека. Есть некоторые сходства и с Яндекс.Крипта, стартовавшей в 2011 году, которая автоматически вычисляет возраст, пол и некоторые другие характеристики пользователей для применения в рекламных технологиях.

Конечно, понимание того, что интернет – это не просто набор огромного количества документов, а прежде всего люди, со своими потребностями, желаниями и задачами, пришло не за один день. Наверное, каждый пользователь интернета уже неоднократно сетовал на то, что из-за информационного натиска в сети иногда просто забываешь, что искал и с какой целью заходил. Именно от этой досадной проблемы и решили избавить нас разработчики «Атома», при этом утверждая, что «адаптация интернета под интересы пользователей – это естественный процесс». И с этим трудно не согласиться.

В качестве примера приведем следующее: допустим, пользователь часто в поисковое поле Яндекс вводит слова связанные с роликовыми коньками. Благодаря «Атому», если пользователь введет в поисковик «как научиться кататься на роликах», в выдаче будут указаны сайты и интернет-магазины, где можно приобрести роликовые коньки, специальную защиту, удобную одежду для занятий спортом, координаты тех, кто сможет научить кататься на роликах, обучающее видео и так далее. А также отмечать на Яндекс.Картах места, где в городе пользователя можно покататься на роликах или взять их на прокат.

В теории функционирование новой платформы звучит достаточно привлекательно и оптимистично, но не всегда то, что хотят и планируют разработчики, на практике реализуется на 100%. Прежде всего, далеко не всё, что может заинтересовать человека, определяется анкетированием и геотаргетингом. Представители Яндекс учитывают этот фактор и не падают духом, они с уверенностью смотрят в будущее: «Самый сложный шаг, который предстоит большинству сделать в будущем, – это кропотливая работа с огромным количеством факторов и неясными сигналами об интересах. Рынок уже приблизился к необходимости этого важного шага. Программа «Атом», которая использует технологии обработки данных и машинного обучения, может помочь его сделать…»

Реализация новой платформы предположительно будет базироваться на сочетании двух факторов: знаниях о пользователях и об их привычном поведении на веб-ресурсах, а также на возможности сохранять и обрабатывать большое количество данных в реальном времени. Но, вполне очевидно, что без участия владельцев сайтов и самих пользователей воплотить в реальность этот многообещающий стартап не удастся. Ведь для того, чтобы программа гармонично вписалась в «новую жизнь» всемирной паутины, необходимо внести свой вклад каждому составляющему звену этой цепочки. Использование новых технологий веб-ресурсами даст возможность внести изменения не только в структуру самих сайтов, но и принципиально поменять подход к поиску необходимой информации, так сказать, внести изменения в сознание каждого пользователя.

Представители Яндекс предложили несколько сценариев, которые могут быть реализованы в процессе адаптации под новую платформу «Атом»: «…оптимизация сайта, а именно стартовой страницы под категорию пользователей, ранжирование всех объектов внутри каждой категории, умные рекомендации, базирующиеся на сочетании ранжирования под пользователя и знания предметной области, которой посвящен веб-ресурс. Это нечто вроде фундамента или опорных точек – а то, во что они разовьются, какими станут в будущем, во многом зависит от того, что увидят в платформе «Атом» вебмастера, работающие непосредственно с сайтами».

Выгоды из внедрения «Атома» должны получить абсолютно все – пользователи, наконец-то, получат максимально комфортные условия при поиске, им будет предложен только тот контент, который сможет их заинтересовать и как-то помочь; владельцы интернет-проектов добьются увеличения конверсии и глубины просмотра. На первый взгляд, все очень просто – пользователь использует меньше кликов для достижения цели и избавляется от ненужной или скучной для него информации, интернет-магазины повышают продажи, благодаря тому, что предлагают каждому потенциальному покупателю именно то, что его потенциально может заинтересовать. Но у многих активных пользователей интернет-ресурсами возникают сомнения и ряд вопросов: не будет ли данная платформа служить дополнительным источником «навязчивой рекламы», которого и сейчас достаточно много в сети и который является для подавляющего большинства мощным источником раздражения? А также не станет ли это нововведение причиной массовой деградации населения? Ведь не секрет, что расширению кругозора и повышению уровня эрудиции во многом способствует обилие информации в интернете. Возможно, домохозяйка из Саратова благодаря «Атому» так никогда и не узнает, принцип работы роторно-поршневого двигателя Ванкеля, а для сисадмина из Новгорода слово «биоревитализация» так и останется странным сочетанием букв?

Но специалисты Яндекс и на эти вопросы находят, что ответить: «Рекомендательная составляющая позволит «вытащить» для пользователя больше того, что он сам уже искал и находил на сайте, таким образом, это не сузит, а, наоборот, расширит его интересы. Пользователь увидит только ту информацию или те товары, которые ему необходимы, интересны и полезны, и на которые он готов потратить время или деньги… Если вы считаете, что сможете убедить пользователя в необходимости того, что в действительности ему не нужно, или привести его в то место, куда ему в действительности не нужно, вам придется уповать на зомбирование, кнут или другие, не менее странные инструменты».

«Приживется» или нет «Атом» и какая от него будет реальная польза – это вопрос времени, поскольку на данный момент тестирование платформы осуществляется на нескольких сервисах Яндекса, а также с несколькими внешними партнерами. Для получения более достоверных и точных результатов, разработчики обещают увеличить количество внешних тестирований и приглашают к сотрудничеству всех желающих. Остальным остается только ждать, как проявит себя новая платформа на практике, «мирный» это атом или нет.